ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
Впервые понятие права на фирменное наименование в современном законодательстве нашей страны появилось в ст. 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1 (далее - Основы). В трактовке ст. 149 Основ фирменное наименование являлось неотделимым атрибутом любого юридического лица (независимо от организационно-правовой формы), прошедшего государственную регистрацию.
Однако реальный механизм защиты права на фирменное наименование так и не был разработан. В итоге сложилась ситуация, когда в одном населенном пункте на одном и том же рынке (например, бытовой техники) могло успешно сосуществовать несколько ООО "Альфа", ООО "Гамма" и т.п. Особым успехом пользовались созвучные наименования (или части наименований) крупных западных фирм-производителей.
Эта ситуация в большинстве своем сохраняется и по сей день.
Тем более что с принятием в 1994 г. части первой ГК РФ фирменное наименование неожиданно перекочевало из разряда объектов интеллектуальной собственности (творческой деятельности) в раздел корпоративного права ГК РФ, посвященного юридическим лицам (ст. 54 ГК РФ).
Образовавшаяся неопределенность привела к тому, что с принятием части второй ГК РФ фирменное наименование стало предметом договора коммерческой концессии. Согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ правообладатель в рамках концессии обязан передать в том числе право на фирменное наименование. При этом у правообладателя возникала обязанность при изменении собственного фирменного наименования как минимум ставить в известность об этом пользователя либо вносить изменения в договор концессии. Пользователь же в свою очередь был вправе по этому основанию в любой момент расторгнуть с правообладателем договор с уменьшением причитающегося тому вознаграждения (ст. 1039 ГК РФ).
На этом фоне в п. 3 ст. 1037 ГК РФ даже закралась абсурдная норма о прекращении договора коммерческой концессии в случае прекращения принадлежащего правообладателю права на фирменное наименование без замены его новым аналогичным правом. Но ведь исходя из смысла п. 4 ст. 54 ГК РФ да и просто из здравого смысла предприятие может лишиться своего названия только в результате ликвидации. Последствия для такого случая уже описаны в ст. 419 "Прекращение обязательства ликвидацией юридического лица" ГК РФ.
С введением новой части ГК РФ трактовка понятия "фирменное наименование" изменилась, хотя основные признаки, введенные еще Основами (обязательность регистрации, исключительное право, право на защиту от посягательств третьих лиц и право на возмещение убытков), были сохранены.
Теперь законодатель, с одной стороны, рассматривает фирменное наименование как неотъемлемую часть юридического лица (ч. 1 п. 4 ст. 54 ГК РФ), с другой - делает отсылку к разделу ГК РФ об интеллектуальной собственности (раздел VII) - в отношении определения прав на него (п. 6 ст. 17 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Вводный закон).
ПРИВИЛЕГИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Фирменное наименование заключает в себе и связь с корпоративным правом, и принадлежность к результатам интеллектуальной деятельности (ст. 1473 ГК РФ).
Так, фирменное наименование по-прежнему остается "привилегией" только коммерческих организаций, определяется в их учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при государственной регистрации (п. 1 ст. 1473 ГК РФ).
На исключительную принадлежность фирменного наименования к коммерческим организациям неоднократно указывали суды, например Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.03.2006 N 13421/05.
Согласно материалам дела общественная организация "Международное физкультурно-спортивное общество "Спартак" имени Николая Петровича Старостина" (далее - общество "Спартак") являлось правообладателем товарного знака в виде словесного обозначения "Спартак" в отношении нескольких классов товаров и услуг, в том числе включающих в себя организацию досуга, массово-зрелищных мероприятий, соревнований, конкурсов, спартакиад, чемпионатов и т.п.
С другой стороны, муниципальное учреждение "Футбольный клуб "Спартак" г. Луховицы" (далее - клуб "Спартак") размещало обозначение "Спартак" в названии муниципального стадиона, на билетах, в программах футбольных матчей, в наименовании футбольного клуба, в телефонном справочнике и т.п.
Рассматривая исковые требования, предъявленные к клубу "Спартак", ВАС РФ указал на то, что у футбольного клуба, зарегистрированного как некоммерческая организация в форме муниципального учреждения, не имеется исключительного права на фирменное наименование, поскольку в соответствии со ст. 54 ГК РФ право на фирменное наименование возникает лишь у коммерческих организаций.
Тем не менее (и на это следует обратить особое внимание), хотя ВАС РФ и признал правомерность требования общества "Спартак" о запрете использовать обозначение "Спартак" и выплате ему разумной компенсации, но обязанности клуба "Спартак" изменить еще и название не предусмотрел.
Такова практика большинства окружных судов.
Однако в последнее время появились случаи, когда в сходных ситуациях суды обязывали нарушителя внести изменения в свое фирменное наименование. Примером таких решений является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2005 N А43-20728/2004-22-707, в котором суд обязал ООО "Центр-ГАЗ" внести изменение в свое фирменное наименование в связи с его сходством до степени смешения с фирменным наименованием автохолдинга ОАО "ГАЗ" и принадлежащим ему товарным знаком "ГАЗ".
Удовлетворяя требования автогиганта, ФАС со ссылкой на ст. 10-bis Парижской конвенции 1883 г., в частности, пояснил, что запрету подлежат все действия, способные каким-либо способом вызвать смешение в отношении предприятия.
В связи с тем что уставами указанных юридических лиц (находящихся в одном городе) к основным видам деятельности отнесена реализация грузовых и легковых автомобилей и запчастей к ним, суд пришел к выводу о невозможности индивидуализировать предприятия с указанными наименованиями.
С учетом этого, а также принимая во внимание, что наименование организации не должно совпадать с принадлежащим третьим лицам товарным знаком (принцип исключительности фирмы), требования ОАО "ГАЗ" обязать ООО "Центр-ГАЗ" внести изменения в учредительные документы, исключив из фирменного наименования буквосочетание "ГАЗ", были удовлетворены в полном объеме.
КАК НАДО И КАК НЕ НАДО НАЗЫВАТЬ ФИРМУ
Организации принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации путем его указания на вывесках, в документации, в рекламе, на товарах или их упаковках и т.п. (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).
Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в двух случаях:
- в связи с прекращением юридического лица;
- при изменении самого фирменного наименования.
Фирменное наименование состоит из двух частей:
- указания на организационно-правовую форму организации (ОАО, ЗАО, ООО и т.п.);
- собственно наименования.
Проблема сочетания указанных элементов фирменного наименования неоднократно вызывала споры у правообладателей.
Так, ЗАО "Энергис" обратилось с исковым требованием к ООО "Энергис" о признании за ним исключительного права на фирменное наименование и внесении изменения в учредительные документы ООО (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2001 N А28-2411/01-58/19 <*>).
------------------------
<*> См. также Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2001 N А43-7420/00-23-239.
Отказывая ЗАО в иске, ФАС пояснил, что толкование понятия "фирменное наименование" применительно к коммерческой организации как содержащее лишь произвольную (оригинальную) часть и не включающее обязательную (указание на организационно-правовую форму) является ошибочным.
Следует особо отметить, что в отношении второй части фирменного наименования - собственно оригинального наименования - предусмотрено существенное ограничение: оно не может ограничиваться лишь простым указанием на род деятельности организации (п. 2 ст. 1473 ГК РФ). То есть, к примеру, ООО "Капитальное строительство" с 2008 г. вряд ли будет возможно зарегистрировать.
Впрочем, вопрос "общеизвестности" фирменного наименования по аналогии с "общеизвестным товарным знаком" в ГК РФ так и не решен. По-видимому, к фирменному наименованию применимы любые обозначения, не подпадающие с очевидностью под установленные законом ограничения.
Организация обязана иметь полное фирменное наименование на русском языке, без него ее государственная регистрация состояться не сможет.
Одновременно организация вправе включить в учредительные документы:
- сокращенное фирменное наименование на русском языке;
- полное и/или сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ;
- полное и/или сокращенное фирменное наименование на иностранных языках.
При этом нужно учитывать, что сокращенные фирменные наименования, а также наименования на языках народов РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом, только если они включены ЕГРЮЛ. В противном случае какой-нибудь торговый "оппонент" вполне сможет воспользоваться иностранной транскрипцией названия вашей фирмы.
Кстати, транскрипциям законодатель уделил особое внимание.
По правилам п. 3 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование на русском языке и языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
Соответствующие изменения были внесены также в Законы об АО* и об ООО <**>, в Закон о государственных предприятиях*** и Закон о банковской деятельности <****>.
------------------------
<*> Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ст. 22 Вводного закона).
<**> Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 27 Вводного закона).
<***> Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ст. 33 Вводного закона).
<****> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст. 15 Вводного закона).
Причем в отношении кредитных организаций предусмотрены дополнительные ограничения: фирменное наименование должно содержать указание на характер их деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". В противном случае Банк России обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации. Другие лица использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" не вправе.
Как будет работать данная норма - покажет практика. Представляется, что возможны проблемы с терминологией, связанной с указанием организационной формы организации.
Очевидно, что c 2008 г. фирма не сможет называться, например, "КОРПОРАЦИЯ РОС-BRI OIL LTD".
Чтобы это название стало соответствовать закону, оно должно выглядеть примерно так: ЗАО "КОРПОРАЦИЯ РОС-БРИ ОЙЛ ЛТД".
Хотя и в этом случае нет полной ясности, можно ли по смыслу п. 3 ст. 1473 ГК РФ в данном названии использовать слова "корпорация" и "ЛТД"?
Так что любителям громких иноязычных названий придется быть осторожными.
Фирму отделили от государства
Помимо перечисленных Гражданский кодекс предусмотрел для фирменных наименований еще целый ряд ограничений.
Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Исключение из этого правила составляют только государственные унитарные предприятия: в их наименованиях может содержаться указание на принадлежность такого предприятия РФ или субъекту РФ.
Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства Российской Федерации, если более 75% акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации.
САМ ИГРАЙ - ДРУГИМ НЕ ДАВАЙ
Но главной новеллой ГК РФ остается вновь установленный порядок осуществления исключительного права на фирменное наименование.
Исключительное право ограничивается только двумя правомочиями:
- правом владения (п. 1 ст. 1473 ГК РФ);
- правом пользования (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).
Какое-либо распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).
Это означает запрет на любое предоставление своего фирменного наименования другому лицу.
Неотчуждаемость фирменного наименования привела к исключению его из состава имущественного комплекса предприятия (ч. 2 п. 2 ст. 132 ГК РФ, п. 11 ст. 17 Вводного закона). То есть фирменное наименование само по себе больше не признается имуществом, имеющим какую-либо стоимостную оценку: оно может оцениваться только в составе других нематериальных активов (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания).
Данную новеллу можно отнести к особенностям национального законодательства РФ об интеллектуальной собственности, так как международное право допускает возможность отчуждения права на фирменное наименование (п. 1 ст. 9 Парижской конвенции).
В связи с этим были внесены соответствующие изменения и в договор коммерческой концессии. В новой редакции ГК РФ фирменное наименование изъято из передаваемого по договору коммерческой концессии комплекса исключительных прав. Его призваны заменить другие предусмотренные Гражданским кодексом средства индивидуализации: товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и новый объект интеллектуальных прав - коммерческие обозначения.
В этой связи возникает вопрос о судьбе уже заключенных на 1 января 2008 г. договоров коммерческой концессии.
Часть четвертая ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие (ст. 5 Вводного закона).
По правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действия.
Учитывая, что с 1 января 2008 г. фирменное наименование как объект интеллектуальных прав изымается из свободного гражданско-правового оборота, полагаем, что до этого срока следует внести соответствующие изменения в действующие договоры коммерческой концессии, исключив из них упоминание о передаче прав на фирменное наименование. Напомним, что все такие изменения должны быть зарегистрированы в уполномоченном государственном органе по интеллектуальной собственности (п. 2 ст. 1028 ГК РФ, п. 5 ст. 25 Вводного закона).
Ну а если стороны так и не внесут указанные изменения? Думается, что на действительность договора концессии это повлиять не должно. Просто все условия о передаче права на фирменное наименование должны считаться недействительными и, следовательно, не подлежат применению.
Кстати, возможность законной "передачи" фирменного наименования (в том числе и по договору концессии) сторонним организациям законодатель все же оставил.
Так, согласно ст. 1476 ГК РФ фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания. При этом фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения, товарного знака или знака обслуживания.
ПО НАЗВАНИЮ ВСТРЕЧАЮТ...
Новые правила ГК РФ существенно расширили возможности охраны прав на фирменное наименование.
Во-первых, все организации, чьи наименования (согласно ЕГРЮЛ) не соответствуют Гражданскому кодексу, обязаны будут со следующего года при первом же изменении учредительных документов поменять также и свое название: привести его в соответствие с законом. Это прямо указано в ст. 14 Вводного закона.
Правда, конкретные сроки таких изменений законом не установлены. Можно лишь предположить, что налоговые органы попросту не зарегистрируют изменения в учредительные документы (не внесут соответствующую запись в ЕГРЮЛ) без изменения наименования фирмы. Судя по содержанию ст. 14 Вводного закона, это не должно касаться случаев внесения записей в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов. Например, в связи со сменой директора.
Впрочем, у налоговиков имеется и другой механизм воздействия.
Так, согласно п. 5 ст. 1473 ГК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с иском к такой организации о понуждении ее к изменению фирменного названия. Но не во всех случаях, а только:
а) при нарушения правил, касающихся употребления русских и иноязычных фирменных наименований (п. 3 ст. 1473 ГК РФ);
б) при употреблении в фирменном наименовании запрещенных законом терминов, перечисленных в п. 4 ст. 1473 ГК РФ (типа "Российская Федерация" и т.п.).
Во-вторых, любой правообладатель может потребовать от других лиц прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем (п. 4 ст. 1474 ГК РФ).
При этом правообладатель также вправе требовать от нарушителя возмещения ему причиненных убытков.
Но это право возникает у правообладателя только в том случае, если его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование нарушителя (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).
В связи с изложенным нельзя не отметить, что ряд спорных вопросов о масштабах допустимости использования фирменного наименования все же остался.
Согласно п. 1 ст. 1474 ГК РФ правообладатель может использовать свое исключительное право на фирменное наименование любым допустимым способом, в том числе путем его указания на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах, на их упаковках и т.п. В свою очередь, ограничения, связанные с использованием фирменного наименования, касаются только других фирменных наименований, тождественных или сходных до степени смешения с используемым, при наличии приоритета (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).
КОНФЛИКТ РЕШИТ ПРИОРИТЕТ
В прежней редакции ГК РФ, равно как и в Законе о товарных знаках, ситуация, когда фирменное наименование было зарегистрировано позднее, чем товарный знак с использованием аналогичного наименования у другого правообладателя, законом не рассматривалась. Это порождало споры между заинтересованными лицами.
Так, в деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 04.07.2000 N Ф04/1647-354/А70-2000), общество - владелец товарного знака "Атлант" обратилось в суд с иском о запрещении другому обществу, имеющему фирменное наименование "ПКФ "Атлант-Авто"", выполнения однородных услуг и распространения рекламы под названием "Атлант" или под иными названиями, тождественными или сходными до степени смешения с товарным знаком "Атлант".
Владелец товарного знака полагал, что ответчик использует в газетной и телевизионной рекламах, а также на фирменных бланках обозначения, сходные до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком "Атлант".
Отказывая владельцу товарного знака в иске, ФАС, в частности, отметил следующее.
В силу п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака признается "несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров".
Фирменное наименование юридического лица, в отличие от товарных знаков и знаков обслуживания, призвано индивидуализировать самого производителя товаров и услуг.
В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование и право на его защиту. Таким образом, очевиден исключительный характер прав как на фирменное наименование, так и на товарный знак. При этом суд отметил, что, указывая в рекламе свое фирменное наименование, ответчик пользовался своим исключительным правом.
Однако теперь в п. 6 ст. 1253 ГК РФ содержится общая норма, призванная разрешить данную ситуацию.
Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, то преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (п. 6 ст. 1253 ГК РФ).
Таким образом, владелец фирменного наименования, обладающего более ранним приоритетом, в случае обнаружения сходных обозначений вправе требовать:
в отношении товарного знака (знака обслуживания) с более поздним приоритетом - признания его регистрации недействительной;
в отношении другого фирменного наименования или коммерческого обозначения - полного или частичного <*> запрета на их использование.
------------------------
<*> Под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности; в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).
Так что с 2008 г. судебная практика с учетом норм п. 6 ст. 1252 ГК РФ должна измениться.
Если с этих позиций проанализировать, например, упомянутое ранее Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2005 N А43-20728/2004-22-707, то при обозначенных условиях с 2008 г. суд уже не вправе будет потребовать внесения изменений в учредительные документы организации, но сможет запретить использование фирменного наименования в отношении определенных видов деятельности. В рассматриваемом деле таким видом деятельности выступала "реализация грузовых и легковых автомобилей, а также запчастей к ним".
Организация-нарушитель уже никаким образом не сможет заявлять себя в этой сфере деятельности, т.е. указывать свое фирменное наименование в любых видах рекламы, в документации и т.п. и даже заключать договоры от собственного имени.
Думается, что при таком положении дел правонарушитель сам "догадается" внести коррективы в свое фирменное наименование.